понедельник, 20 февраля 2012 г.

Беспомощность

Как мы создаем персонажа по имени беспомощность?

Для этого есть по крайней мере три способа.

1. Ребенку ставят непосильную задачу, он не справляется, и его стыдят.

Например,трехлетнего ребенка просят сделать себе бутерброд.

Он пытается намазать масло на хлеб. У него ничего не получается. Мама подбадривает его: «Давай, ты же большой, ты сможешь!» У него по-прежнему не получается. Масло падает на колени, а нож – на пол. Он делает вывод: «Я уже большой, но у меня ничего не получается. Я – глупый». Он создает персонажа: «Я неумеха, у меня ничего не получается, я ни на что не способен».

2. Ребенку говорят: «Ты еще слишком маленький, дай я сделаю сама». Например, ребенок пытается накрыть на стол. Он хочет быть большим и умелым, как мама. А мама отнимает у него тарелку и говорит: «Дай, я сама! Ты разобьешь! Иди лучше поиграй!» Ребенок делает вывод: «Я неумеха. От меня сплошной вред и никакой пользы. Лучше я буду играть – взрослые все делают лучше меня. И меня никто не будет ругать». Он понимает, что родители сделают все за него, если он будет достаточно беспомощным. Он создает персонажа: «Я ничего не могу, у вас получится лучше». Теперь в любой ситуации, где от него требуется помощь или инициатива, он хочет свалить ее на других и пойти поиграть.

3. Ребенок видит, как его родители манипулируют друг другом, используя свою беспомощность. Либо мама – слабая и хрупкая, а отец – большой и могучий, либо отец – слабый и неприспособленный, а мама – заботливая и сильная. И появляется персонаж: «Я буду таким же беспомощным, как мама (папа)». Или наоборот – таким же сильным и сверх-заботливым.

Хочу заметить: в дальнейшем персонажи «Сверхзаботливый» и «Беспомощный» будут искать друг друга. Им нравится играть вместе. Они друг другу нужны.

Посмотрите вокруг – и Вы сами убедитесь в этом.

Перед тем, как закончить диагноз и перейти к исцелению, я хочу рассказать еще о двух распространенных гипнозах.

Первый – это страх прямо попросить о чем-то. Он появляется, если в детстве ребенок просил родителей, а ему постоянно отказывали. И просьба у него склеилась с недовольством и страхом. «Если я попрошу – на меня рассердятся, выгонят, и я умру». И он создал персонажа, который мечтает, что когда-нибудь найдется идеальный партнер, которого не надо ни о чем просить, потому что он будет все понимать без слов. В дальнейшем он думает: «Если бы ты меня любил, ты бы сам понял, чего я от тебя хочу».

Обычно он притягивает партнера, персонаж которого считает, что отвечает за счастье, благополучие и хорошее настроение своих близких, и изо всех сил пытается понять партнера без слов и дать ему это самое счастье. И чувствует себя виноватым, что не угадывает. Иными словами – сверхзаботливого.

Как появляется «сверхзаботливый»?

Ребенку говорят: «Не огорчай родителей». Ребенок делает вывод: «Если я буду огорчать родителей, меня выгонят, и я умру».

Что же делать? Ведь чувства родителей от него не зависят.

Ситуация кажется безвыходной.

И он придумывает обратную фантазию: «Если от меня зависят чувства родителей, значит, я могучий маг и волшебник, и могу делать людей счастливыми или несчастными». Позже этот персонаж «маг и волшебник» ищет беспомощного персонажа, о котором нужно заботиться.