четверг, 2 февраля 2012 г.

Как связаны душа и тело?

Как это ни парадоксально, но воспитание делает все возможное, чтобы сделать наше тело вялым и сонным, а вовсе не пробужденным и живым. Даже уделяя внимание
физическому развитию, мы часто выбираем упражнения, искажающие наш образ. Мы часто считаем, что тело нужно как можно быстрее «довести до стандартного уровня». Результат такого развития – ограниченность движений, ведущая к такому же ограниченному восприятию, чувствам и ощущениям.

Однако когда-то участь тела была иной.

В древнем Египте считалось, что телом управляют те же законы, на основе которых была создана Вселенная.
Человек был подобием космоса, человеческое тело – храмом, архитектура которого позволяла проникнуть в тайны мироздания.  Древнеегипетские жрецы считали , что в строении тела заключены все формы и законы, присущие астрономии, географии, музыке, математике, архитектуре, магии,
целительству и искусству. Тело прославлялось как Храм Знания. Каждый его орган был отражением одного из божественных принципов и посвящен одному из богов. Здоровье считалось признаком высокого духовного уровня.

Тело в искусстве древней Греции в V-III вв. до н.э. выражало стремление к удовольствию и служило эстетическим выражением единства души и плоти. Эллинским идеалом тела
было совершенное выражение философских категорий благородного и прекрасного (kalokagathia).

Восточные культуры развивали практики дыхания и упражнения йоги, чтобы сделать тело более совершенным и мудрым. В буддистском искусстве и практиках подчеркивается уравновешенность и перенесение центра тяжести в центр живота. Считается, что человек, сконцентрировав внимание в этой
точке, обретает способность ощущать силы Бытия, которые поддерживают его, защищают и трансформируют. Если вы концентрируете внимание на солнечном сплетении, ваше тело расслабляется, с него снимается обычное напряжение, и вы способны совершать обычные действия легче и эффективнее. Для практикующего йогу, буддизм или тантру тело становится, как и для древних египтян, высочайшим храмом преображения, где встречаются все силы мироздания, преображаясь и созидая новое, высшее единение материи и духа.

Подобное отношение к телу оставалось для западной цивилизации тайной за семью печатями вплоть до 20 столетия. И одним из первых, приоткрывших покров этой тайны, был инженер, мастер дзюдо, целитель и психотерапевт Моше Фельденкрайц.

В юности он заинтересовался восточными единоборствами
только с целью научиться самообороне без оружия. Освоив джиуджитсу, в 1929 году он написал книгу «Джиуджитсу и самооборона». Позже он познакомился с основателем современного дзюдо Игоро Кано и стал одним из первых обладателей черного пояса в Европе. Создав клуб дзюдо,
Фельденкрайц стал преподавать в нем и написал несколько учебников.

Через некоторое время ухудшилось состояние его колена – результат давней спортивной травмы. Хирурги отказались делать операцию, и Моше решил восстановить здоровье сам. Электротехник, математик и физик, окончивший Сорбонну и работавший в лаборатории самого Жолио-Кюри, он
решительно изменил свою жизнь, приступив к изучению анатомии, биомеханики, моделей поведения и функций движения. Наблюдая за своим коленом, он научился использовать его по-новому, чтобы передвигаться легко и безболезненно. Это самонаблюдение легло в основу книги «Тело и зрелость в поведении», положившей начало новому направлению как в гимнастике, так и в функциональной реабилитации.

Это новое направление Фельденкрайц назвал «функциональной интеграцией». Она основана на развитии «осознавания через движение». Именно так называется самая известная из его книг.

Фельденкрайц обнаружил, что раскрепощение тела одновременно раскрепощает заблокированные клетки мозга. Это достигается с помощью мельчайших и незаметных движений, постепенно освобождающих нервную систему. А когда двигательные нейроны «разблокированы», появляется
величайшая свобода движений и соответствующее освобождение мыслей, чувств и ощущений.

У каждого из нас образ собственного тела закодирован в мозговых клетках. Ученые называют этот образ
«гомункулусом». Он сильно отличается от реального тела, поскольку включает лишь область сознательных действий. Так, у младенца большую часть этого образа занимают губы и рот, а конечности и туловище выглядят как тонкие линии. Когда ребенок учится ходить, линии ног становятся все шире и объемнее, когда он учится писать – появляется новая область, связанная с большими пальцами (причем у правшей область
правого пальца значительно больше области левого). У музыкантов области других пальцев тоже увеличиваются. У певцов и ораторов увеличены области, связанные с дыханием, языком и ртом.

Фельденкрайц пришел к выводу, что «гомункулус» значительно меньше реальных возможностей человека и по большей части ограничивается рядом стандартных действий, необходимых для успешного функционирования личности как члена социума.

Предоставим слово ему самому:

«Современное общество довольствуется минимальным развитием индивида. Развитие потенциальных способностей прекращается в раннем отрочестве, поскольку общество требует, чтобы молодое поколение как можно скорее превращалось в полезных членов общества. Таким образом, индивиды начинают отождествлять себя со своей ценностью для общества. Это похоже на попытку засунуть колышек квадратного сечения в круглое отверстие:
индивид стремится сгладить, стереть свои биологические особенности, отчуждая себя от своих внутренних потребностей. Он засовывает себя в это круглое отверстие, он уже активно хочет ему соответствовать, потому что, если ему это не удастся, снизится его ценность в собственных глазах… Только необычный человек будет совершенствовать образ себя, реализуя свои потенциальные возможности».

Нам приходится дорого платить за стремление любой ценой добиться общественного признания и похвалы.
Пытаясь вставить квадратный колышек в кругло отверстие, мы все больше забываем как о своей уникальности, так и о потребностях собственного тела. И наши движения становятся такими же ограниченными, ригидными и cкованными, как и наши мысли и чувства.

Фельденкрайц был одним из первых рыцарей, вступивших в схватку с драконом унификации и стандартизации, держащем в плену разум, тело и способности человека. Вслед за своим предшественником Маттиасом Александером он пробил брешь в стене, много веков разделявшей тело и сознание. И вслед за ним в этой схватке приняли участие его последователи и ученики.

«Когда группе семилетних детей дают команду: «Грудь вперед, живот втянуть, шагом марш!» – эта команда отзывается эхом во всей их дальнейшей жизни. Эту команду они слышат
потом снова и снова – какими бы словами она не была выражена. Эффект от этой команды постепенно накапливается, воздействует все сильнее, создавая целые страны и народы людей, которых больше всего пугает мысль о сопротивлении и отказе подчиняться команде. Пора изменить саму команду, позволив семилетним и семидесятилетним шагать не в ногу, а в
гармонии с ритмами собственного тела».

Эти слова принадлежат одной из последовательниц и сотрудниц
Фельденкрайца – философу, психологу, культурологу и автору множества инновационных методик в медицине и образовании
Джин Хьюстон. Вместе со своим мужем Робертом Мастерсом она много лет посвятила изучению физических и духовных способностей личности, которую она сравнивает со «спящим гигантом», начинающим просыпаться. И от каждого из нас зависит, где мы окажемся после пробуждения – в царстве
дракона или человека.