среда, 7 марта 2012 г.

Нереальные кошерные костюмы

пуримУ кого на Новый Год, а у нас – на Пурим, принято наряжаться в маскарадные костюмы, шляпы, парики!

 Для тех, кто не знает: Пурим – праздник освобождения евреев от истребления и гонений со стороны древних персов.
 Главная часть празднования — публичное чтение книги Эсфири (по свитку) во время вечерней и утренней молитвы в синагоге.

Почему же принято наряжаться на Пурим? С давних времен существует обычай наряжаться в Пурим в карнавальные костюмы, изображающие различные персонажи Свитка Эстер и другие. Но на улицах Израиля мы часто встречаем такие нереальные костюмы, которые никакого отношения к истории Пурима да даже к еврейству просто не имеют. Они нам больше напоминают карнавал где-нибудь в Рио-де Жанейро. Но самое главное, что они кошерны, то есть запретов со стороны раввинов на них официально нет. Были разные споры, но все понимают, что уже не в силах искоренить столь популярный обычай. Один известный раввин порекомедовал другим раввинам не вмешиваться — все равно толку не будет, поэтому «пусть лучше согрешат по неведению, чем намеренно». И знаете, в этих переодеваниях есть смысл. Ну что поделаешь, если нынешнее поколение предпочитает переодеваться не в Мордехаев и Эстер, а в более современных супергероев.

 Есть несколько вариантов ответа, почему возникла традиция переодевания на Пурим?
Первый ответ гласит, что карнавальные костюмы меняют человека до неузнаваемости, что служит напоминанием о чуде изменения судьбы евреев, происшедшем в Пурим. В Свитке Эстер сказано: «…обернулось так, что сами иудеи одолели недругов своих» и то был «месяц, что обратил для них печаль в радость и скорбь в праздник». Этот обычай также напоминает о начале борьбы евреев с далеким предком Амана – Эсавом. Брат Эсава Яаков должен был одеться в одежды Эсава, чтобы получить благословение своего отца Ицхака.

Второй вариант намекает на элемент скрытости во всей пуримской истории: придя в дворец царя Артасеркса, Эстер скрыла свою национальность: «Есфирь все еще не сказывала о родстве своем и о народе своем, как приказал ей Мардохей» (книга «Мегилат Эстер» (Эсфирь), глава 2, стих 20). И сам Бог тоже «скрывается» в «Мегилат Эстер»: там Его имя не упомянуто ни разу, в отличие от всех других книг Библии (Ветхого Завета).

 Третий вариант указывает на то, что переодевания произошли от персов, которые испугались того, что их истребят иудеи, и сами переоделись в евреев.

Наверное, есть и другие варианты ответов, но это уже не важно. Главное, что развитие этой традиции уже не остановить. И по улицам израильских городов разгуливают теперь ангелы и черти всех мастей, герои сказок и комиксов, насекомые, инопланетяне и вовсе непонятные создания. На Пурим любой образ хорош, кроме скучного. В таком виде в эти дни ходят на встречи и на работу. На Пурим никто не удивится, увидев начальника в короне или с вампирскими клыками, а вот на человека в повседневной одежде будут оглядываться – что-то с ним не так. Иногда, конечно, бывает жуткий перебор с костюмами – они становятся откровенно некошерными: зомби, колдуны – все зависит от мироощущения человека.

У нас есть свидетельства 16-го века, подтверждающие, что уже тогда существовал обычай переодеваться в Пурим, а также, что и раввины того времени переодевались в маскарадный костюм. Вместе с тем, есть свидетельства о раввинах и главах общин, которые были против этой традиции. Очевидно, маскарадные костюмы и маски не происходят из еврейской традиции: полагают, что обычай переодеваться в Пурим произошел из христианских традиций – весной, в Европе, проводились бал – маскарады, и обычно они происходили во время праздника Пурим. И христианский карнавал, который начали проводить в 12-ом веке, проходил во время Пурим, или же незадолго до или после него, также наложил свой отпечаток на традиции еврейского праздника Пурим.

Использованы материалы с сайта http://www.sem40.ru/  

Фотогалерея Фотограф Валерий Шишкин

Визажисты Феликс Штейн и Маргарита Шпаюс

Здесь можно оставить свои комментарии. Выпуск подготовлен плагином wordpress для mishmar.info