понедельник, 13 августа 2012 г.

Саморазвитие: найти свой собственный путь

Сегодня я предлагаю вам послушать интервью с одним из лучших российских тренеров по саморазвитию и личностному росту Олегом Матвеевым. Вернее, это предполагалось как интервью – а получился целый полноценный семинар.

Мы разделили его на две части.

В первой части Олег рассказывает о том, почему множество, казалось бы, универсальных методов, предлагаемых на тренингах успеха и личностного роста, работают не для всех.  Порой они решают какую-то часть проблем – но многие проблемы так и остаются на месте. И дело здесь вовсе не в неспособности, самосабатаже или недостатке дисциплины.

В чем же настоящая причина? Послушайте часть 1..

(для удобства она разделена на три видео, смотрите их последовательно)

 



 

На вебинары Олега можно попасть так:

Вебинары до конца лета по четвергам

Вебинары до конца лета по вторникам (онлайн и живая группа)

Академия Ясного Коучинга Олега Матвеева

Текстовый вариант интервью можно прочитать здесь Интервью Олег Матвеев - Москва, Алина Даниэль - Хайфа ч.1

[pwal id="13916081" description="Текст первой части интервью"]

Алина: Здравствуйте, дорогие слушатели. Сегодня с нами Олег Матвеев. Олег: Здравствуйте.

Алина: Я думаю Олег сам расскажет, сам представится. Я хотела бы представить, но я думаю, он сам это сделает.

Олег: Ну, я могу о себе немного рассказать. Зовут меня Олег. Я живу в Москве. Я занимаюсь тем, что провожу тренинги и индивидуальную работу с людьми по такому направлению которое я сам для себя сравнительно недавно обозначил как "Ясная практика жизни", которое, на самом деле, как-то однозначно отнести к какой-то понятной категории мне до сих пор так и не удалось. Поэтому, я думаю, по ходу дела, пока будут вопросы задаваться, я постараюсь рассказать что это, зачем это и так далее. Общая направленность – это саморазвитие, самоосознанность, самосовершенствование - вот такие всякие вещи.

Алина: Ну, Олег скромно так умолчал о том, что он один из самых известных тренеров и коучей в Москве и о том, какое количество видео на youtube у него есть, какое количество тренингов он провел.

Олег: Ну, возможно, да. Я же сам про себя не знаю известный я или нет. Это знают те, кому я известен. Может быть да, может я и один из самых известных.

Алина: Олег, вы сказали про Ясную практику. Вы можете разъяснить, что это такое? Прояснить, что такое Ясная практика.

Олег: Могу. На самом деле завязка довольно простая здесь. Заключается она в том, что до того как я тренерской деятельностью занялся, я был переводчиком. Работал, в том числе, на различных тренингах психологических. Так получилось, меня эта тема интересовала.

Алина: С достаточно известными тренерами ведущими работали, со звездами.

Олег: Да, и соответственно, когда на курсах я учился, и меня спрашивали какая у тебя специализация, с чем бы ты предпочел работать, я всегда говорил, что на тренингах мне нравится работать с психологами и т.д. И вот работал я тоже с психологами и, собственно говоря, так и получилось, что к первому человеку, подтренинги которого я стал вести, – это Живорад Славинский был. Я тоже попал к нему переводчиком. И, наверное, пять или шесть, я уже не помню точно, мы семинаров отработали чисто в режиме: он вел семинар, а я переводил. Пока мне уже участники не стали говорить, что похоже ты там на русском родном языке лучше можешь эту тему излагать. Ну и вообще непонятно зачем приглашать откуда-то тренера извне, когда есть человек, который все это может рассказывать. Ну и так оно пошло в общем, сравнительно случайно, по большому счету. Стал я вести эти тренинги, аттестовавшись у него на тренера. И, чем больше я их вел, тем больше я замечал что, как я обычно говорю, люди делятся на две категории. Первая категория – это люди, у которых все более-менее хорошо получается прямо сразу. Ты ему инструкцию дал, шаги объяснил, и они там все делают. И вторая категория – люди, у которых не получается. Которых очень часто тренеры списывают под всякие категории самосаботажников или каких-то определенных типажей, которые не хотят учиться и т.д. Но это конечно не правда. Человек пришел на тренинг, он, грубо говоря, деньги заплатил, и он пришел за тем, чтобы его сделали более способным. И  как-то сваливаться вот в эту отговорку, что он якобы не способный... Но он и пришел стать способным – сделай способным. Я стал размышлять над темой, что наверное таким людям не хватает неких ключевых навыков работы.

Алина: Каких?

Олег: А вот собственно я и стал задавать себе этот вопрос: «каких навыков не хватает»? Причем  у меня образовался некий рабочий файлик, где я собирал разные идеи на тему того, а чему бы можно было этих людей поучить, с тем, чтобы они из второй категории переместились в первую. Чтобы у них тоже все получалось. И у меня в постепенно набралось материала на некий тренинг, который я так подумал, что так и назову: "Ключевые навыки", Ключевые навыки проработки" или " Ключевые навыки для жизни", даже мне казалось. Потому что все эти навыки они в целом не то, что для психологии важны, они вообще для жизни важны. Я вот такой тренинг стал делать. Потом он у меня разросся до, сначала, двух, потом то трех, потом до четырех, потом я понял, что тем этих слишком много. И у меня родилась эта идея подразделить все эти вещи на отдельные тренинги. Я их назвал "Ясные тренинги". Систему в целом – Ясной.

Алина: Почему? Почему Ясные?

Олег: Почему ясные? Потому что мне кажется, в основном функция, которую я на себя возлагаю – это функция некого такого прояснения. То есть я не могу сказать, что те вещи, которые я рассказываю, люди не знают. Они как бы знают эти вещи, в общем даже пользуются ими иногда, но видимо у них нет достаточной ясности, о том, в чем конкретно эти навыки состоят, как и где ими корректно пользоваться. Мне кажется, что я больше занимаюсь именно прояснением. Исходя из этой аксиомы, что все ответы – они внутри вас находятся, и я всего лишь помогаю их найти. Я всего лишь помогаю прояснить вам дорогу к этим вещам.

Алина: Я хотела спросить, как раз вот это очень мысль важная. Скажем мои читатели мне регулярно пишут, что мы много раз слышали, что все ответы внутри нас, мы и так все знаем. Где же они эти ответы? И почему же ничего не получается? В основном меня спрашивают, почему же у меня не получается стать счастливым, богатым и т.д.? Где же они эти ответы внутри меня?

Олег: Я тоже себе такой вопрос задавал. И, когда я тренинг обдумывал свой, мне все время не хватало некого такого стержня, что ли. Я думал: ну хорошо, я же могу провести тренинг, но на тренинге должно быть что-то конкретное. Я же не могу сказать людям «приходите, вот мы тут сейчас будем отвечать на ваши вопросы». Мне кажется – люди не поймут.

Алина: Да, результат нужен. Что я получу?

Олег: «…А какие хотите задавайте, какие хотите. А что бы вы хотели, чтобы было?» Ну вот. И я стал искать. И, наверное, такая вещь, которая в какой-то степени меня пододвинула к этому, – там было на самом деле два фактора. Первая вещь, которая мне в голову пришла, это то, что я вспомнил про своего старинного знакомого. Его зовут Барри Файрберн. Я про него тоже часто рассказываю, часто вспоминаю. Я с ним встречался до этого в 2002-м по-моему году или 2001-м. Т.е. где-то к моменту моего начала поисков прошло уже лет шесть. И он на меня очень позитивно повлиял тогда. Как-то очень помог мне кардинально мою жизнь изменить. А самое странное было в том, что когда я попытался как-то технологизировать, я подумал, ну раз там Барри на меня так вот повлиял, то вот неплохо было бы понять как он повлиял и я стал вспоминать…

Алина: А вы можете о нем пару слов сказать, кто это?

Олег: Барри Файберн живет в Англии. Он занимается частной практикой, принимает клиентов на дому. И занимается тоже процессингом как и я, т.е. прорабатывает разные, всякие заряды. Можно назвать его духовным наставником в какой-то степени. По крайней мере я его так воспринимал и воспринимаю. Я с ним очень много не только работал, в сессии, но и просто разговаривал по жизни, потому что у него очень интересные жизненные наблюдения. Он человек достаточно пожилой, по-моему ему за  восемьдесят, уже точно. Хотя он очень бодро выглядит для своих лет. И я подумал, вот неплохо бы его в те времена понять, когда у меня были проблемы и когда я к нему обратился именно за проработкой этих проблем. Тогда вопроса выяснить, как он работает передо мной не стояло. Передо мной стоял вопрос решить свои конкретные жизненные затруднения на тот момент. И они как-то разрешились. А что он сделал я не особо задумывался. Ну, формально, что сделал? Сели, поговорили, вот и все. Только странность была в том, что я до этого много с кем разговаривал примерно в таком же режиме, но почему-то у меня от этого ничего не менялось. А вот с Барри я как-то поговорил и что-то поменялось. Я, конечно, подозревал что он что-то такое делал, конечно, каким-то видимо шагам следовал или по какой-то технологии, которой мы не разбирали просто, что-то делал. И я его пригласил с тренингами в Москву в 2008-м году, имея некую корыстную цель. На самом деле меня интересовали не столько его семинары, на которых он что-то рассказывал в лекционном стиле, сколько такая тема: я стал знакомым рассказывать как он на меня здорово, позитивно повлиял в свое время. И как было бы им всем полезно к нему тоже сходить и тоже свои проблемы попрояснять. А корыстная цель у меня была такая, что, естественно, он  англичанин, знакомые мои русские и для сессии нужен переводчик. И я подумал, что как переводчик посижу в этих всех сессиях, и буду кроме перевода еще наблюдать. А что он, собственно говоря, делает? Что он такого делает, что на людей так позитивно влияет? И чего не делают другие люди, с которыми я пытался работать, с психологами и т.д. И с тех пор, я как-то подсчитывал, по-моему, я порядка пол сотни сессий точно отсидел в качестве, переводчика. А второй фактор был, когда я начал понимать что он и как делает, я, естественно, с этим же вопросом периодически приставал к разным людям, спрашивал, что им интересного попадалось, что на них позитивно повлияло? Одна из наших тренеров ведущих, её Маша Беннет зовут, она тоже в Англии живет, хотя она русская; ведет семинары по технике эмоциональной свободы, EFT называется по-английски. И на одном из семинаров она упомянула такую вещь как «Чистый язык». Она сказала: «Чистый язык» – это удивительная штука, удивительным образом помогает человеку найти ответы свои собственные, без обращения к каким-то стандартным шаблонным вещам. И я у нее как-то там выцыганил книжку, посвященную Чистому языку, написанную двумя тоже англичанами, которые свою технологию тоже моделировали с одного из таких людей, я так понимаю, типа Барри Файберна, с Дэвида Гроува, новозеландского психотерапевта. К сожалению, он умер, кажется в 2008-м году, и умер как раз не дожив, по-моему пол года до семинара в России, который прошел тогда. Я эту книжку стал читать, и вот, чем дальше я ее читал, тем больше понимал что эта книга подозрительно напоминает то, что я наблюдаю у Барри в сессиях. Она прямо буквально по шагам формально описывает то, что он делает. С Барри я столкнулся с тем, что он из категории, людей, которых я называю «интуитивный гений». Т.е. на вопросы «а как он это делает?» он какого-то систематического ответа дать не может. Он отвечает, «ну как-то я сажусь, вот смотрю на человека, настраиваюсь на него, и как-то мне в голову приходят правильные вопросы, я их задаю, и как-то у человека наступает прояснение», вот это самое, о котором мы говорили. А так вот, чтобы прямо по шагам описать, почему я этот вопрос задал, а не какой-нибудь другой, честно говоря, не берусь я ответить. А тут в книге я вижу, что тоже в общем-то какого-то алгоритма нет пошагового, строгого, но объясняются какие-то критерии, как это делается. Я эту книжку тут же притащил и стал радостно с ним обсуждать сходство и различие в том, что здесь в книжке описано и в том, что он делает. И это видимо немного подпортило чистоту эксперимента, потому что он эту книжку прочитал, и сказал, что да, действительно, очень похоже на то, что я делаю. И дальше, когда я стал потом наблюдать как Барри работает в сессиях, уже было непонятно, он теперь делает так потому что он это в книжке прочитал, или он так делает, потому что он всегда так делал.

Алина: На результат это влияло?

Олег: Результаты, в принципе, те же самые я наблюдал – у большинства людей действительно наступали такие достаточно интересные осознания, озарения. Вот, и таким образом в книжке о технологии Чистый язык я нашел описание именно технологии. Я загорелся этой идеей, и мы организовали семинар по Чистому языку. Я его прошел и на этом семинаре я получил опыт. Это получается шесть лет прошло с моего изменения в жизни после первой встречи с Барри. У меня на семинаре произошло очень заметное изменение. Со мной работал напарник, в общем-то был такой же чайник как я. Вот ему дали какую-то методику как работать – систему задавания вопросов. Он мне задавал вопросы и я попал в такое переживание необыкновенное, я что-то такое кардинальное про себя понял, и поразился тому что, человек за двадцать минут абсолютно неподготовленный на второй, третий день семинара меня в такое переживание необыкновенное ввел. А что же было бы, если бы со мной работал действительно профессионал какого-нибудь там высокого уровня? Я прямо этой темой загорелся. Кроме того эта тема еще решала вопрос, который я себе задавал, когда искал в себе стержень для Ясных тренингов. Чтобы это было что-то такое конкретное, предметное, что можно преподавать, но не такое, чтобы давались какие-то готовые модели устройства человека или устройства мира. У меня оно как-то совместилось и я радостно стал работать со всеми знакомыми, со всеми, кого только мог найти. Действительно увидел, что результаты заметно превосходят ожидания людей. Меня это порадовало и я стал потом все эти наработки собирать, расписывать. И в итоге у меня получилась такая вот линеечка Ясных тренингов. В них Чистый язык тоже в определенном месте стоит. Где-то там четвертый по счету модуль, по-моему, надо смотреть. А перед ним идут еще другие вещи, которые я считаю более базовыми для прояснения своей жизни.   [/pwal]

Продолжение следует...

3 комментария: